Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

10.07.2010 18:33

Не требуйте от человека всего и сразу :D Я полагаю, продолжение следует :roll:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 10:03

земляк wrote:Дело в том, что у нас в Гатчине сегодня ажиотаж, в парке соорудили плоты, на которых почти всю ночь питерские оркестры будут играть Чайковского (к 170-летию со дня рождения).



Здорово! :)

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 18:08

Кстати, мы все ещё одного композитора забыли :lol:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 18:47

Максимыч
который бухал, нэ? или который "ну это ладно" вместе с Чайковским?
А ведь там еще Гендель упоминался... и Петрарка...

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 19:03

Пардон, Петрарка не композитор :oops:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 19:31

Не-а, совсем не там :lol:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 20:07

Максимыч
Ну, положим, Гендель и Элтон Джон в этой теме, по крайней мере, пока не светились.
Так, кто там у нас еще...
"над душой поет Земфира" :)

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 22:54

Ты ж пойми, тут жил Стравинский (мы за это пили виски)
Жил Шаляпин (пили водку), ты ж пойми!
Или для кого-то Стравинский - только психиатр из "Мастера и Маргариты"? :wink:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

13.07.2010 23:17

Гендель, кстати, Григорием упоминался - стало быть, и в теме этой уже слегка "засветился". А забыт оказался ещё
С небес звучит Бизе: "Тореадору слава!"

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

23.07.2010 09:25

Можно было бы нарисовать параллели между композиторами. Не зря со Слонимским рядом упоминается Krzysztof Pęderecki. Если упоминанием Шнитке было затронуто авангардное направление, то логично перед тем как перейти к Вашему уважаемому профессору, рассмотреть сначала творчество наиболее значимой фигуры в современной авангардной классике(это у Жванецкого, кажется, было "в белых халатах чёрного цвета") :)

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 17:34

Что-то совсем забросил я тему. Надо возрождать.
Сложно пройти мимо сегодняшней даты - 200-летия со дня рождения Ференца Листа. Хотя, НЯП, этот автор не упоминается впрямую в текстах ТШ, но зато цитируется его музыка. Я о Второй Венгерской рапсодии, фрагмент которой включён в песню "Пегас, муза и лирический герой". Исходя из этого, именно Вторая Венгерская рапсодия и будет центральной темой повествования.
Это, пожалуй, самое популярное произведение Листа не теряет свежести, несмотря на заезженность. Его сверхобаяние и брызжущие через край оптимизм, юмор и сила духа позволяют легко относиться к сосуществованию и "серьёзных", академических исполнений, и к использованию его в "прикладной" сфере. Пожалуй, самый известный пример последнего варианта - знаменитейший диснеевский мультфильм:


У Второй Венгерской рапсодии есть одна особенность. Почти в самом конце автор оставил место для каденции - виртуозной импровизации пианиста. Если в XVIII веке импровизационная каденция исполнителя была практически непременной частью любого виртуозного сочинения, то в XIX веке авторы обычно предпочитали точно выписать для исполнителя то, что ему предстоит "импровизировать". Лист в данном случае оставил пространство для "полёта души" исполнителя, впрочем, очевидно, предполагая, что это будет обычное виртуозное развитие музыкальных тем, заключённых в произведении.
Большинство исполнителей играет Рапсодию без каденции. Немногие крупные мастера рискуют выступать со своими "досочинениями". Вот, например, как исполнил Рапсодию со своей каденцией француз Альфред Корто (запись 1926 года). Его каденция вполне традиционна - виртуозное развитие тем Рапсодии:
Вторая Рапсодия - Альфред Корто


Но были попытки и совершенно другого осмысления каденции. В них каденция становилась своеобразным исполнительским комментарием от лица "нашего времени". Первым в этом ряду, безусловно, стоит Сергей Рахманинов, записавший Рапсодию первый раз в 1919 году. Его каденция отличается довольно большими размерами и совершенно не-листовской стилистикой. Темам Листа Рахманинов придаёт звучание, схожее с музыкой самого Рахманинова - в результате искромётная листовская музыка приобретает черты то ли мистические, то ли трагические...
Вторая Рапсодия - Сергей Рахманинов


Несколько особняком стоит версия Владимира Горовица. Этот "пианист-перпендикуляр" исполнял Рапсодию в нескольких вариантах. Есть в их числе и вполне традиционная запись (без каденции), признанная сейчас некоторыми музыкантами "эталонной". Есть же вариант свободной обработки, в которой Горовиц, не написав каденции, коренным образом обработал текст Листа, придав ему за счёт расширенной гармонии "пикантность", свойственную скорее ХХ веку. Следует заметить, что подобными обработками сочинений старых мастеров баловались многие крупные пианисты, одним из первых из которых был... сам Лист. Так что, полагаю, он оценил бы юмор коллеги. Обработку Горовица играли и другие известные пианисты, скажем, Ланг-Ланг или Аркадий Володось, но, пожалуй, всё-таки наиболее обаятельно звучит этот вариант у самого Горовица:
Вторая Рапсодия - Владимир Горовиц


Не обошли своим вниманием возможность создать "исполнительский комментарий" к Рапсодии и пианисты нашего времени. Их каденции - прямое отражение нашей эпохи, у каждого на свой лад, конечно.
Скажем, весёлый канадец Марк Андре Амлен (известный своей любовью к сверхсложным фортепианным произведениям, а также своими хохмаческими экспериментами с механическим пианино, наибольшей известностью из которых пользуется видимо, вот этот:
Скрытый текст:
) написал каденцию вполне в своём духе: остросовременные звучания (в основе которых всё те же листовские темы) создают едва ли не зримо эффект "раздвоенного сознания", столь характерного для искусства ХХ века:
Вторая Рапсодия - Марк Андре Амлен


Не прошёл мимо возможности создать свою каденцию и наш соотечественник Денис Мацуев. Основа его каденции, конечно же, - джазовые эксперименты. Листовские темы оказываются вполне способны выдержать и джазовое воплощение, живо рисующее ещё один ракурс восприятия этого сверхпопулярного сочинения в наше время:
Вторая Рапсодия - Денис Мацуев

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 17:47

Саша, я тоже думаю, что лучше вас о классиках нашей музыки здесь никто не расскажет.

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 18:06

Вот только аудио у меня не всегда воспроизводится. Для того, чтобы отличить динамическую ссылку от статической, высшего музыкального образования, увы, недостаточно...

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 18:22

Тиль, браво! :appl: захватывающе увлекательно! :thank:
Все аудиоссылки прослушиваются :good:
Скрытый текст:
Я с юности приквыкла к Рахманиновской интерпретации ( и она мне ближе по духу), а их, оказывается вон сколько!

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 20:26

Till wrote:Хотя, НЯП, этот автор не упоминается впрямую в текстах ТШ

Как не упоминается? А в новой песне "Конец эпохи романтизма"?

Елена, за поправку огромное спасибо, а вот цитату вынужден удалить - мы в открытом разделе. Давайте придерживаться нами же созданных условностей. Извините. - Till

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

22.10.2011 20:50

Уважаемый Till, - какой чудесный подарок!
Скрытый текст:
А я всегда как-то даже стеснялась своего пристрастия ко Второй Венгерской рапсодии (как человек музыкально неграмотный, увы). Люблю с детства, не разлюбила сейчас. Как-то она проходится по душе... шероховато, отзвуки какие-то рождает... ощущения прямо тактильные. Это, пожалуй, всего ярче проступает в мацуевском варианте. - А в ней, оказывается, вон сколько возможностей таится...

Спасибо Вам.

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

23.10.2011 20:34

Тиль спасибо за отличный рассказ или даже своеобразную лекцию. Xотя я и очень далек от музыкальной культуры, но вот с вашей помощью приобщаюсь.

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

24.10.2011 00:04

И от меня - благодарность Тилю за приобщение к высокому искусству! :respect:

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

25.10.2011 00:24

Спасибо всем на добром слове! "Стараемся, создаём настроение!".

Re: "Говорят чудилы эти, что есть на свете Доницетти"

25.10.2011 19:25

Однако у меня создаётся впечатление, что Андрей в своей теме приглашает Сашу к более обстоятельному разговору о различных крупных деятелях музыкальной культуры. Хорошо бы было, чтобы Саша (естественно, в меру своих возможностей) действительно о них рассказывал поподробнее! :D